Существует высокая корреляция между измерениями интеллекта у того же человека в разном возрасте. Иными словами, если человек в детстве, например в 6 лет, демонстрирует высокий тестовый интеллект, то с большой вероятностью и в 15, и в 30, и в 70 лет он покажет высокие результаты по интеллектуальным тестам (обычно, относительно людей своего возраста). Эти высокие корреляции обнаружено для тестов, измеряющих репрезентативный интеллект и могут использоваться никак не раньше, чем с 3 лет. В первые 2 года жизни интеллект ребенка развивается не в репрезентативной, а в сенсомоторной сфере. Созданные для оценки сенсомоторных способностей тесты, однако, не позволяют предсказывать последующие достижения в сфере репрезентативного интеллекта. Время в психологической литературе существуют данные, позволяющие считать хорошим предиктором развития интеллекта в будущем заинтересованность ребенка при реакции на новые объекты. Следует подчеркнуть, что характер связи способностей в раннем и более позднем возрасте, является статистическим. Иными словами, высокий уровень интеллекта у ребенка дает серьезные основания надеяться на высокий уровень интеллекта во взрослом возрасте, но не является стопроцентной гарантией. Много выдающихся людей, о которых сохранилась достоверная информация, отличались в детстве большими способностями. Одним из самых феноменальных образцов ранней одаренности был Блез Паскаль. Он был слабым, легко возбудимым, болезненным от рождения, и отец изолировал его от изучения языков и математики, которым обучали его сестер. Но, живя в одном с ними доме, слушая их разговоры, он так быстро впитывал знания, до четырех лет не только читал и писал, но и с необыкновенной легкостью делал устно сложные вычисления. Можно по приведенным данным сделать вывод, что у человека уже в 35-40 лет относительно способностей происходит обратное развитие? Оказывается, нет. Дело в том, что для интерпретации нужно учесть еще одно явление - интеллектуальную акселерацию, т.е. рост показателей интеллектуального тестирования на протяжении всего времени существования тестов. Здесь следует подчеркнуть, что следствием интеллектуальной акселерации является то, что люди старшего возраста, которые в меньшей степени ощутили влияние этого процесса, показывают не столь высокие показатели не в результате возрастного снижения, а потому, что их поколение в целом демонстрирует менее высокие результаты. Если внести поправку на интеллектуальную акселерацию, то регресс в 40-летнем возрасте оказывается иллюзорным. Если интеллект достигает максимальных значений уже в очень молодом возрасте, то успех в интеллектуальной профессиональной деятельности приходит значительно позже. Чтобы иметь сильное мышление в сфере, например, математики и биологии, нужно не только быть умным человеком, но и овладеть ряд специальных умений. Речь идет не о знании, а именно об умении: например, профессор математики или физики отличается от аспиранта не столько объемом знаний, сколько способностью ставить и решать задачи. Для овладения этими умениями требуется длительная работа.
|